Как выбрать бензиновый генератор

Рынок автономных электрогенераторов растет вот уже последние 10-15 лет. Они применяются как источник электроэнергии в походных условиях, для сварочных и других работ в удалении от стационарных источников питания, а чаще всего – в качестве дублера магистральной энергосистемы на загородных участках, где перебои с электроэнергией нередки. В зависимости от основного предназначения выбирается тип и модель электрогенератора.

Подбор мощности

Одним из самых эффективных признан бензиновый вариант компактного источника электричества. В отличие от основного конкурента – дизель-генератора – он менее шумный, лучше запускается при минусовых температурах, а главное процентов на 25-30 дешевле дизельных при сравнимых параметрах.
Основной показатель любого генератора – его мощность, измеряемая в Ваттах. Для освещения палатки при возможности нагреть при этом электрочайник используются почти «ручные» агрегаты мощностью 600-700 Вт. Для обеспечения электроэнергией небольшого дачного домика на одну семью понадобиться генератор «производительностью» 2-3 кВт. На обеспечение всех потребностей большого особняка требуется от шести до десяти кВт и даже больше. Такую электроэнергию способны вырабатывать передвижные электростанции.
Приблизительно определить требуемую мощность генератора достаточно просто: необходимо суммировать мощность всех энергопотребителей в доме (обязательно указывается на каждом изделии – от лампочки до стиральной машины) и умножить на коэффициент 1,5. Под полученное значение и следует подбирать бензогенератор.
Почему такой большой запас? Дело в том, что существует понятие «стартовая мощность» – это кратковременный скачок нагрузки в электросети при запуске некоторых электроприборов, таких как насосы, сварочные аппараты, компрессоры, являющиеся неотъемлемой частью, например, холодильника. Даже разовое превышение расчетной мощности может привести к серьезной поломке генератора.

Синхронный, асинхронный, инверторный…

Есть способ обойти проблему скачков напряжения – купить генератор синхронного типа, где мощность на выходе напрямую зависит от частоты вращения ротора. Такой принцип действия допускает кратковременные скачки нагрузки в цепи. Правда, стоят они несколько дороже асинхронных генераторов, для которых такие «всплески» просто губительны, если электроцепь не дооборудовать специальными регуляторами напряжения.
При покупке бензинового генератора стоит вспомнить еще одну главу из школьного курса физики. Приобретая агрегат относительно небольшой мощности (до 6 кВт), лучше отдать предпочтение так называемому инверторному типу, который очень актуален для поддержания российских (европейских) стандартов: напряжение в цепи 220 В, частота тока 50 Гц. Обычный генератор поддерживает эти параметры при определенной частоте вращения коленвала ДВС (а, следовательно, и ротора). Строго стабилизировать работу двигателя затруднительно, поэтому напряжение будет постоянно «плавать», что может повредить особо чуткие к его перепадам электроприборы. Инвертор выдает 300 Вольт, которые на выходе трансформируются в 220. То есть изменения частоты вращения якоря (в разумных пределах, разумеется) не вызовут скачков напряжения.
Ну и заканчивая «электрическую» составляющую: если проводка в доме однофазная, то и генератор должен быть таким же. В противном случае для его подключения придется вызывать электрика.

Присматриваясь к двигателю

Что касается «механики» бензинового генератора, то в этой части при выборе агрегата следует обратить внимание на следующие моменты. К сожалению, выбирать между воздушным (как в «Запорожце») и водяным (как в большинстве автомобилей) типом охлаждения здесь не приходится. Последний применяется исключительно в больших и мощных генераторах. Самые ходовые, мощностью от 3 до 6 кВт, принудительно охлаждаются из атмосферы, что в теплую погоду влечет некоторые неудобства: периодически их приходится выключать. Эта проблема уходит только с наступлением холодов.
Как в мото- и квадроциклах, лодочных моторах и некоторых других средствах передвижения, бензиновые генераторы могут снабжаться двухтактными или четырехтактными двигателями. Предпочтительнее, конечно, последние. Они экономичнее, легче запускаются и имеют большой моторесурс. «Двухтактники» не рассчитаны на непрерывную длительную работу, удобны разве что в качестве аварийного «дублера» при временном отключении электроэнергии в доме – до трех часов, не более. К тому же сильно шумят.
Шумоизоляция – еще один фактор, к которому стоит прислушаться (в прямом и переносном смысле) при выборе модели. Оптимальный уровень шума для бензиновых генераторов – 50 децибел. У низкооборотистых «движков» он выше, но все равно не превышает показатели дизель-генератора. Защитный кожух, безусловно, уменьшает децибелы, но ведет, опять же, к перегреву двигателя. Единственное спасение – вынести генератор подальше от дома, в сарай, например, или оборудовать для него легкое вентилируемое укрытие.
Конечно, при каждом отъезде жильцов из дома, его придется забирать с собой, но это предусмотрено целевым назначением изделий такого типа.
Уход за бензиновым генератором труда не составляет, особенно, если владелец – автомобилист: своевременная замена масла и фильтров, словом, соблюдение инструкции по эксплуатации.

Какого производителя поддержать?

Как и при покупке автомобиля, в отношении генераторов тоже возникают сомнения: какую модель предпочесть? На этом рынке, отличие от автомобильного, есть одна особенность: по большому счету, импортная или отечественная установка – большого значения не имеет.
Бензиновые генераторы производства компаний ТСС-Kipor, Energo, «Кратон» и т. д. адаптированы не только к отечественному топливу, но и к суровым условиям эксплуатации.
Если при покупке отечественных можно ощутимо сэкономить на цене, то приобретение импортного практически не скажется на стоимости «добытого» киловатта электроэнергии. Опытным путем доказано: в любом случае, полученный от бензинового генератора 1 кВт-ч будет стоить порядка 8 руб. – для агрегата мощностью 4,5 кВт, расход топлива которого колеблется в пределах 1,5 л/ч (АИ 92).

Comments are closed.