Генератор – это автономный источник электроэнергии, удобный в использовании в самых разных сферах, от частного дома и дачного участка, до стройплощадки или офиса. Его эксплуатация будет проще, если пользователь понимает устройство и принцип действия данного агрегата. Рассмотрим основные узлы бензинового генератора типовой конструкции и принцип его действия.
Рама
Все узлы генератора крепятся на специальном основании – раме. Она выполняет не только несущую функцию. Прочный каркас, которым по сути является рама, защищает детали от механических повреждений и вибрации. Обычно рама имеет квадратную форму, и выполняется из прочных стальных труб, окрашенных для защиты от коррозии.
Для удобства эксплуатации на раме закрепляют ручки, предназначенные для транспортировки агрегата. На моделях, имеющих большой вес и габариты, обычно предусмотрены специальные колеса, облегчающие перемещение тяжелого генератора.
Двигатель
Главная часть генератора, выполняющая основную функцию устройства – она вырабатывает энергию. Бензиновый агрегат работает благодаря двигателю внутреннего сгорания (ДВС), используя принцип работы аналогичный автомобильному. Существует две разновидности ДВС.
Двухтактный ДВС используется на самых простых генераторах малой мощности, обычно вырабатывающих до 1 кВт. Такие модели хорошо подходят для непродолжительного бытового использования, имеют малый вес и габариты.
Четырехтактный ДВС работает длительный период, 5-10 часов. Вырабатываемая мощность достаточна для профессионального использования, с подключением большого количества потребителей энергии или для питания частного дома.
Запуск двигателя производится вручную, а на более дорогих моделях – с помощью электростартера, который питается от аккумулятора, подзаряжаемого во время работы генератора.
Топливная система и зажигание
Для обеспечения двигателя топливом используется топливная система, которая состоит из топливного бака, магистралей, топливного насоса и карбюратора. Принцип ее действия прост: бензин находится в баке, оснащенном датчиком его уровня; из бака горючее по магистралям поступает в карбюратор самотеком (бак расположен над карбюратором), либо при помощи специального топливного насоса.
В карбюраторе происходит процесс, хорошо знакомый каждому автомобилисту. Карбюратор производит горючую смесь, смешивая топливо и воздух. Смесь попадает в камеру сгорания двигателя, где ее воспламеняет свеча зажигания. При сгорании смеси вырабатывается газ, который толкает поршень, вырабатывающий механическую энергию.
Бензиновый генератор работает, пока есть топливо. Поэтому значение имеет объем топливного бака, который отличается по своему объему у разных моделей. У самых простых конструкций он составляет около 1-5 литров, а у самых мощных может доходить до 50 литров.
Альтернатор
Устройство, преобразующее механическую энергию, которую вырабатывает ДВС, в электричество. Трехфазные альтернаторы обычно устанавливаются на генератор, который будет обеспечивать мощность более 5 кВт. Кроме того, различают синхронные и асинхронные альтернаторы. Подробно их особенности разбираются в этой статье.
Асинхронный альтернатор конструктивно прост и долговечен, однако принцип его работы приводит к нестабильности напряжения на выходе; также он неустойчив к пусковым перегрузкам.
Синхронный альтернатор способен выдерживать кратковременные пиковые перегрузки (вплоть до трехкратных), однако в силу своей конструкции, склонен к износу. Избежать преждевременного выхода из строя альтернатора поможет периодический контроль за его состоянием.
Электронная система запуска
Некоторые модели генераторов, которые имеют электрический стартер, оборудованы компьютером. Его предназначение – запуск генератора в зависимости от предусмотренных условий. Используя такое устройство, можно запрограммировать генератор на период работы (запуск и выключение) в строго определенное время.
Другой удобной возможностью бензинового генератора с электронной системой запуска является возможность автоматического включения, если пропадает напряжение в основной электросети объекта. Для этого генератор подключают к центральному распределительному щиту. Генератор работает до момента, когда возобновляется подача электроэнергии, после чего электроника выключает его.
Comments are closed.